Картотека «Оздоровительные игры»

Картотека «Оздоровительные игры»

 

Игры для формирования правильной осанки

и профилактики плоскостопия

Роботы

Цели игры:

•   развитие чувства правильной позы;

•   укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры.

Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» —  кто правильно выполнит задание ведущего. Подойти к стенке без плинтуса и принять правильную осанку: руки опущены. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены. Голова удерживается прямо, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднять руки, пальцы разведены и напряжены. В этой позе отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная), руки свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо (будто «аршин проглотил»). Пройти 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания.

Носильщик

Цели игры:

•   развитие координации движений, равновесия;

•   укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Необходимые материалы. Поднос или книга, кубик.

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком па голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

 

С мячом играй, но его не теряй

Цель игры:

•   умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки;

•   укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход игры. Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3—4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например: I) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.

 

Стоп-хлоп

Цель игры:

•    развитие внимания (умения переключаться), быстроты реакции.

Необходимый материал. Скакалка.

Ход игры. Дети идут колонной друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп — подпрыгивают, на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5—8 раз. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остается всего 2—3 играющих, все снова становятся в круг. Игра продолжается.

 

Ловкие ноги

Цели игры:        

•   развитие координации движений, чувства равновесия;    

•  укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы.

Необходимый материал. Ковер, палки и платки по числу игроков.        

Ход игры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. После этого правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2—4 раза, последние два раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю,

Палку я не зацеплю.

 

Веселый мячик

Цели игры:

•   формирование правильной осанки;

•   укрепление мышечного аппарата стоп;

•   развитие внимания, быстроты реакции.

Необходимые материалы. Мячи размером с ладонь, стулья.

Ход игры. Игроки стоят или сидят на стульях на расстоянии I м друг от друга. Вместе с ведущим ударяют мячом о пол и ловят одной рукой под стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем игроки перекидывают мячи друг другу по кругу. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные начинают игру заново. Играют 2-3 раза.

Советы взрослым. Необходимо контролировать правильность осанки.

 

Кто вперед

Цель игры:

•   укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимые материалы. Простынки (50—80 см) одинаковой длины, стулья.

Ход игры. Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней — простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. Затем то же делают левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.

 

Поймай комара

Цели игры:

•    развитие быстроты реакции, внимания;

•    формирование правильной осанки;

•    укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.

Необходимые материалы. Прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.

Ход игры. Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1-1,5 с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает! над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими рукам.       

 

Послушный мячик

Цель игры:

•   укрепление мышц туловища и конечностей, мышечного «корсета» позвоночника.

Необходимые материалы. Мячи по числу игроков.

Ход игры. Ведущий объясняет, что надо лежа, вытянувшись на спине, на ковре, зажать мяч между ногами. Перевернуться на живот, не выронив мяча. После того как игроки проделали это упражнение 4—6 раз, между ними устраивают соревнование; кто первым перевернется десять

раз, не уронив мяч.

 

Мастера мяча

Цели игры:

•     укрепление мыши туловища и конечностей;

•   развитие ловкости, меткости, координации движений крупных и мелких мышечных группах;

•   формирование правильной осанки.

Необходимый материал. Мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его кома выполняют задания.

Вариант 1  

1.  Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать.

2.  Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3.  Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4.  Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться пальцами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгну, тем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков и, выпрямившись, поймать мяч.

2.  Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кругом и поймать мяч.

3.  Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в поперечнике 4 шага), обежать его три раза, отбивая мяч ладонью одной руки (го правой, то левой).

4.  Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч правой рукой. Побеждает тот, кто наберет большее число очков. Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепенно усложняется — увеличивается количество бросков. Упражнения выполняются последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение, правильно выполненное с первой попытки, участник получает два очка, выполненное со второй попытки — одно очко. Побеждает набравший большее число очков.

Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети делали их правильно. После того как дети ознакомятся с заданиями, ведущий диктует их вновь. Игроки, правильно выполнившие задания, получают жетоны.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого игрока назначают «Мастером мяча».

 

Футболисты и вратарь

Цели игры:

•    развитие внимания, быстроты реакции;

•   укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Необходимые материалы. Стулья, мячи.

Ход игры. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов. Позади каждого на расстоянии одного шага устанавливают ворота шириной не более 1,5м. Один из играющих должен забросить мяч, водя его по полу то правой, то левой ногой в ворога противника. Противник должен защищать свои ворота, отходя от них не дальше чем на 1 м. Если играющих много, то можно сделать несколько команд и играть «на победителя».

 

Ванька-встанька

Цели игры:

•   углубление дыхания;

•   укрепление мышц ног, связочно-мышечного аппарата стоп.

Ход игры. Игроки рассчитываются на первый-второй, становятся в две шеренги лицом друг к другу, держась крепко за руку. По первому сигналу ведущего «первые» приседают «под воду», делают глубокий выдох; по второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.

 

ИГРЫ для профилактики заболеваний органов дыхания

 

Кто громче

Цель игры:

•   тренировка носового дыхания, смыкания губ.

Необходимые материалы. Фанты-жетоны.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем |правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «м-м-м» надо направлять в нос, он быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением «м-м-м» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук «м-м-м» правильно и громче всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель.

 

У кого шарик выше

Цели игры:

•   улучшение функции дыхания;

•   повышение тонуса;

•   адаптация дыхания и организма в целом к. физическим нагрузкам.

Необходимый материал. Воздушный шарик.

Ход игры. На небольшом расстоянии от головы ребенка виси воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.

 

Побулькаем

Цели игры:

•    восстановление носового дыхания;

•    формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Необходимые материалы. Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики),

Ход игры. Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения задании. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось побулькать дольше всех, получает фант.

 

Косари

Цели игры:

•   развитие мышц плечевого пояса;

•    формирование правильного дыхания, чувства ритма.

Ход игры. Ведущий предлагает ребенку «покосить траву». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опушены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком «зу» переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох):

Зу-зу. зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И косою взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3-4 раза.

 

Едем за арбузами

Цели игры:

•    улучшение глубины и ритма дыхания;

•    укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки;

•    тренировка координации движений, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры,

Необходимые материалы. 3—4 мяча разной формы.

Ход игры. Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за крутом и бросает мячик кому-нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Иногда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему — это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2—3 минуты останавливаются. Дети говорят «ш-ш-ш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку и чтобы при звуке «ш-ш-ш» губы складывались в трубочку.

 

Снежинки и ветер

Цели игры:

•    формирование правильной осанки;

•    укрепление мыши свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног;

•    обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.

Необходимые материалы. Стулья, шарики на нитке.

Ход игры. Игроков делят на «снежинки» и «ветры», ведущий — «мороз». «Ветры» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке (комнате). «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «морозом»: «Ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены; они начинают медленно переступать на носках, переходя на легкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками, приговаривая: «Ах-х-х-х-х...», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ф-ф-ф-у-у», «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают По всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку, и дети дуют на пушок, изображающий летающие «снежинки». Игра повторяется. «Снежинки» становятся «ветрами», а «ветры» — «снежинками».

 

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

 

«Прятки»

Играющие становятся в круг и выбирают водящего. Он становится лицом к стене, а в это время другие прячутся. Когда водящий приходит на условленное место, он стучит палкой,  приговаривая: «Раз, два, три. Спрячься и молчи». Затем он отправляется на поиски. Спрятавшиеся, увидев водящего, направляющегося в другую сторону от них, бегут к назначенному месту. Кто первым прибежит, кричит: «Стук – стук! Палочка–выручалочка,  выручи меня» и стучит палочкой. Водящий должен зорко следить, прислушиваться, не  бежит ли кто из спрятавшихся к «палочке – выручалочке».

Ожидаемые результаты: Развитие быстроты реакции, умения концентрировать и переключать внимание; развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

«Ткач и челнок»

Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде  арки, встают вкруг. «Челнок» начинает под одну «арку» вбегать, под другую выбегать.  Пропустив «челнок» вперёд, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух  или трёх кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара.

Ожидаемые результаты: Тренировка навыков в координации движений, ловкости; воспитание дисциплинированности; умения действовать согласованно в коллективе.

«Резвый мешочек» (7 лет)

Играющие становятся в круг. Педагог стоит по середине. Он берёт в руки верёвку, на конце которой привязан мешочек, наполненный песком, и начинает вращать верёвку по кругу. Дети следят за мешочком и при его приближении стараются подскочить так, чтобы мешочек их не задел,- перепрыгнуть верёвочку. Тот, кого мешочек заденет, на некоторое время выходит из игры. Выигравшийстановитсянаместоводящего.

Ожидаемые результаты: Повышение тонуса и тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

 

 

Меню раздела