Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
«ХИТРАЯ ЛИСА»
Материалы и оборудование : маска лисы.
Правила игры : играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Ведущий просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а ведущий обходит круг ( за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем ведущий предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем нибудь.
Играющие три раза спрашиваю хором ( с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче : «Хитрая лиса, где ты ?» При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие ( в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят : «Хитрая лиса, где ты?», -хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит : « Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того как лиса поймала двух-трех детей, ведущий говорит : «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
«ПЯТНАШКИ»
Материалы и оборудование : флажки, цветная повязка (ленточка).
Правила игры : дети находятся в различных местах площадки ( границы ее обозначены флажками). Назначенный ведущим или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.
После сигнала ведущего : «Лови!»- все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих.
При повторении игры выбирается новый пятнашка.
Если пятнашка в течение 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, ведущий должен назначить другого водящего.
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Материалы и оборудование: мел.
Правила игры : из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети –гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем пастух говорит : «Гуси, гуси!»
Гуси останавливаются и отвечают хором : «Га, га, га!
Пастух : «Есть хотите?»
Гуси : «Да, да, да!»
Пастух : « Так летите!»
Гуси : «Нам нельзя : серый волк под горой не пускает нас домой !»
Пастух : «Так летите, как хотите, только крылья берегите»
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь их поймать ( коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.Примечание : когда ведущий впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья (поднимают руки в стороны)
«КАРАСИ И ЩУКА»
Материалы и оборудование : маска щуки.
Правила игры : один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки : одна из них камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.
По сигналу ведущего : «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть ( караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его меняются, и игра повторяется.
«МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»
Материалы и оборудование : мел.
Правила игры : дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный ведущий или выбранный детьми. Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята, любим бегать и играть
Ну, попробуй нас догнать : раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый.
Ведущий следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.
«УСПЕЙ ПРОБЕЖАТЬ»
Материалы и оборудование : шнур 3-4 метра.
Правила игры : ведущий с кем – нибудь из детей держат за концы шнур ( длина его 3-4 метра). Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху.
Ведущий регулирует движение детей, для каждого пробегающего он дает сигнал : «Беги!»
В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху.
«КОШКА И МЫШКА»
Материалы и оборудование : маска кошки, маска мышки
Правила игры : играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Мышка становится в круг, кошка – за кругом. Остальные дети, взявшись за руки идут по кругу и говорят :
Ходит Васька беленький, хвост у Васьки серенький,
А бежит – стрела. Глазки закрываются.
Когти расправляются. Зубы, как игла.
Только мыши заскребут, чуткий Васька тут как тут.
Всех поймает он.
После слов «Всех поймает он» дети останавливаются и в условленном месте круга двое детей опускают руки, оставляя проход – ворота. Мышка, убегая от кошки, может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка ловит мышку. Она может пробежать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется. Если кошка долго не может поймать мышку, ведущий устраивает дополнительные ворота.
«ЧЬЕ ЗВЕНО СКОРЕЕ СОБЕРЕТСЯ»
Материалы и оборудование : флажки разноцветные по количеству детей (3-4 цветов), бубен, 3-4 подставки.
Правила игры : дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих : каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3-4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета. Когда играющие построятся. Ведущий ударяет в бубен. И дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа. Который дается ведущим. По сигналу : «На места!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну ( лицом к флагу). Ведущий отмечает. Какая группа построилась первой. После двух-трех повторений игры, в тот момент. Когда дети бегают, прыгают, ведущий говорит : «Стой!» По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем ведущий меняет места флагов и говорит : «На места!» Дети открывают глаза и спешат построится в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построится первой.
«ЛОВИШКА, БЕРИ ЛЕНТУ»
Материалы и оборудование : полоски цветного материала или ленточки (по количеству детей)
Правила игры : играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. По сигналу ведущего : «Беги!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону По сигналу ведущего : «Раз, два, три, в круг скорей беги!» - дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»
Материалы и оборудование : мел.
Правила игры : из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки. И каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц, стоявший в кружке. Должен сейчас же убежать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем. А бывший заяц – охотником.
Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам.
Через 2-3 минуты по сигналу ведущего игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, с тем чтобы все дети побывали в роли зайца
«ПУСТОЕ МЕСТО»
Материалы и оборудование :
Правила игры : играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит :
Вокруг домика хожу и в окошечки гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.
После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит : «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает : «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает : «Зачем пришел?» Водящий отвечает : «Бежим на перегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
«ГОРЕЛКИ»
Материалы и оборудование : мел.
Правила игры : играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят :
Гори. Гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят ! Раз, два, три – беги !
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать с пары раньше, чем дети успевают соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2-3 раза.
Число участвующих не должно превышать 15-17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.
«ПАЛОЧКА - ВЫРУЧАЛОЧКА»
Материалы и оборудование: палочка-выручалочка
Правила игры : играющие образуют круг. При помощи считалки выбирается водящий. Он становится у стены или дерева, закрывает глаза и считает до 10-20 ( по договоренности). Около водящего лежит палочка-выручалочка. Пока водящий считает, остальные играющие прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит : « Палочка пришла, никого не нашла». Кладет палочку и идет искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, водящий бежит к палочке, стучит ею о стену ( или дерево) и кричит : « Палочка-выручалочка, нашел Нину» ( называет ребенка, которого увидел).
Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать, взять палочку и выручиться, т.е. стукнуть палочкой и сказать : «Палочка-выручалочка, выручи меня».
Когда все найдены, игра повторяется с новым водящий. Водит тот, кого нашли первым.
«ДВА МОРОЗА»
Материалы и оборудование : мел.
Правила игры : на противоположных сторонах площадки ( или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами 20-30 шагов ( 12-15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз- Красный нос и Мороз- Синий нос . по сигналу ведущего : «начинайте!»- оба Мороза говорят :
Мы два брата молодые, два Мороза удалые :
Я мороз- Красный нос, я Мороз – Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься ?
Все играющие хором отвечают Морозам :
Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются ( при помощи считалки) новые Морозы, и игра возобновляется
« ЭСТАФЕТА С ОБРУЧАМИ»
Материалы и оборудование: мел, обручи.
Правила игры : играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами 1,5-2 м. перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5-6 м от нее кладутся обручи – по одному против каждой колонны.
По сигналу ведущего : «Раз, два, три – беги !» - первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх. Пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место. Выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.
«ЭСТАФЕТА ПО КРУГУ»
Материалы и оборудование : мел, флажки по количеству отрядов, бубен.
Правила игры : играющие делятся на четыре отряда. На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды выстраиваются по четырем радиусам.
Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу ведущего (удар в бубен) дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие.
Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх.
Выигравшим считается тот отряд, который сделает это первым. Игра может повторятся с тем же составом, но, если ведущий видит, что силы неравные, следует предложить детям перегруппироваться, разделиться на отряды путем жеребьевки
« МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
Материалы и оборудование: мел.
Правила игры : из числа играющих выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок.
Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому он скажет : «Море волнуется» - встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так, цепочкой, они еще немного ходят или бегают. неожиданно ведущий говорит : «Море спокойно», - все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто останется без кружка, становится водящим. И игра повторяется. Ведущий следит, чтобы цепочка двигалась змейкой, не пропуская ни одного кружка.
«ДЕНЬ И НОЧЬ»
Материалы и оборудование : мел.
Правила игры : участники игры делятся на две команды : «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
Ведущий говорит : «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных. Затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Игра повторяется 4-6 раз. Ведущий может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое число раз.
Выигрывает та команда, которая поймала больше детей
«УДОЧКА»
Материалы и оборудование : веревка, на конце которой привязан мешочек с песком
Правила игры : дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать : сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Время от времени следует делать паузы, чтобы детям отдохнуть.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВКУ»
Материалы и оборудование: веревка (длинная скакалка)
Правила игры : двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку : один – за один конец, другой – за второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через веревку, стараясь не задевать ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку.
В игре можно давать детям определенные задания, например : «Кто без ошибки перепрыгнет 5-10 раз?)
«КТО СКОРЕЕ»
Материалы и оборудование : скакалки, мел (шнур с флажками)
Правила игры : дети со скакалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешать друг другу. В пятнадцати – двадцати шагах от них проводится черта или протягивается шнур с флажками.
По условленному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Воспитатель отмечает детей, которые раньше оказались у черты.
«ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ»
Материалы и оборудование : шнур (гимнастическая скамейка), мел, мячи.
Правила игры : из числа играющих выбирается охотник, остальные – зайцы. Они сидят в кустах – за рейками, шнуром, укрепленными на высоте, доступной детям для перепрыгивания, или гимнастической скамейкой, поставленной на ребро.
На расстоянии 3-4 м от кустов чертится круг – дом охотника. Он получает 2-3 мяча диаметром 50-60 мм (зимой вместо мячей можно использовать снежки).
Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов с свободно бегают, прыгают на площадке перед домом охотника. По сигналу : «Охотник!» - зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает мячами ( снежками) в одного, другого, третьего…Те, в кого охотник попал мячом, отходит к домику охотника.
После повторения игры ( 2-3 раза) подсчитываются пойманные зайцы, выбирается другой охотник, и игра продолжается.
Бросать мячи или снежки можно только в ноги бегущим. Нарушивший это правило исключается из игры.
«ПАСТУХ И СТАДО»
Материалы и оборудование : гимнастическая скамейка (кубы, рейки), повязка на глаза
Правила игры : на одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейке или реек, положенных на кубы , огораживается овчарня.
Из числа играющих выбирается пастух. Остальные – овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит : «Овечки, овечки, вот и я пришел».
Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают : «пастух, пастух, сколько мне дашь шагов?»
Каждый раз пастух называет какое-либо число (до 10) овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.
Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает : «Где мое стадо?» все овцы отзываются : «Бе, бе, бе …» - потом замолкают.
Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого-нибудь, он говорит : «Овечка, овечка, кто ты?» овечка отвечает : «бе, бе, бе». Пастух должен отгадать , кто это. Если он ошибся, все овцы начинают бегать и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место.
Пастух снова спрашивает : «Где мое стадо?» - и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка – пастухом.
«КТО СКОРЕЕ СНИМЕТ ЛЕНТУ»
Материалы и оборудование: мел, веревка, ленты
Правила игры : на площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек в каждой. На расстоянии 10-15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10-15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.
По сигналу воспитателя : «Беги!» - все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Воспитатель снова, вешает ленты на веревку ; те, кто были в колонне первым, становятся в конец ее, а остальные продвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети.
Игра кончается, когда все дети снимут ленты. Отмечается колонна, снявшая больше лент.
В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути детей препятствия : например, протянуть веревку на высоте 40-50 см, под которую нужно подлезть, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30-35 см, через которые надо перепрыгнуть
«ВОЛК ВО РВУ»
Материалы и оборудование : мел, маска волка
Правила игры : посредине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100 см одна от другой – это ров. По краям площадки на расстоянии 1-2 шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.
Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя : «Волк во рву!» - козы бегут на противоположную сторону площадки ( в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит : «Волк во рву», - козы перепрыгивают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трех-четырех перебежек ( согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и выбирается другой волк ( но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.
«НЕ ПОПАДИСЬ!”
Материалы и оборудование: мел ( шнур).
Правила игры : чертится круг или кладется шнур в форме круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга в любом месте. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие возвращаются за линию. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону.
Через 30-40 секунд воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.
«ЧЕЙ ДАЛЬШЕ?»
Материалы и оборудование: стенка, мяч.
Правила игры : игра проводится на участке. Она заключается в бросании мяча о стену с фиксированием результата.
На расстоянии 1-2 м от стены проводится линия, с которой бросают мяч. За ней проводится еще 3-4 линии на расстоянии 20 см друг от друга, их обозначают цифрами 1,2,3,4. Играющие поочередно бросают мяч о стену и отмечают, на какую линию он упал.
Когда дети научатся хорошо бросать мяч, можно внести усложнение : играющие договариваются, на какую линию должен упасть мяч.
«СКАКАЛКИ»
Материалы и оборудование: скакалки.
Правила игры : игры со скакалками могут быть очень разнообразными. Например : «Кто быстрее» (перегонки) – дети прыгают через скакалку, продвигаясь вперед до установленного места.
«Кто дольше» - дети прыгают через скакалку на месте, пока не сделают ошибку.
«Кто как умеет» - каждый играющий придумывает свои движения и т.д.
для того, чтобы дети могли играть в подобные игры, их надо научить хорошо прыгать через скакалку, постепенно усложняя задания.
«КТО СКОРЕЕ»
Материалы и оборудование : скакалки, мел, шнур с флажками.
Правила игры : дети со скакалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешали друг другу. В пятнадцати – двадцати шагах от них проводится черта или протягивается шнур с флажками.
По установленному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Ведущий отмечает детей, которые раньше оказались у черты.
«МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ»
Материалы и оборудование: мел, гимнастическая стенка.
Правила игры : играющие делятся на две неравные группы. Одни ( приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3-5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке ( улей). По сигналу ведущего пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу ведущего «Медведи!» – пчелы летят и жалят медведей. Не успевших убежать в лес ( дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра 2-3 раза, дети меняются ролями.
Ведущий должен находится у вышки ( гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.
«КТО СКОРЕЕ ДО ФЛАЖКА»
Материалы и оборудование : стулья, мел, флажки.
Правила игры : все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5-6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18-20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу ведущего ( удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три – беги ! ( дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Ведущий отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.
Примечание : когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение : на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. дети подлезают под нее, не касаясь земли ( пола) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.
«БЕЛКИ В ЛЕСУ»
Материалы и оборудование: гимнастическая стенка, переносные приборы для лазания.
Правила игры : игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазания : лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и др. выбирается водящий – охотник. Он становится в домик – круг, начерченный на противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие – белки, они размещаются на приборах – деревьях. По сигналу ведущего : «Берегись!» или по удару в бубен – все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с приборов и влезают на другие. В это время охотник их ловит – дотрагивается рукой. Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают. Игра проводится 5-6 раз. Новый охотник выбирается через 1-2 игры. В заключение игры ведущий отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. В процессе игры ведущий следит, чтобы дети пользовались разными приборами и не спрыгивали с недозволенной высоты.
«ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ»
Материалы и оборудование : гимнастическая стенка, колокольчики.
Правила игры : играющие дети делятся на 2-3 отряда по 5-6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4-5м. Это – пожарные, они должны уметь быстро взбирается по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик. По сигналу ведущего ( слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик слезают и встают в конец колонны. Ведущий снова дает сигнал, бежит следующая пара или тройка и т.д. В конце игры ведущий отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице. После этого игра повторяется.
В процессе игры ведущий должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазании не пропускали ступеньки и не спрыгивали ( об этом он договаривается с детьми до начала игры)
«ЛОВЛЯ ОБЕЗЬЯН»
Материалы и оборудование: оборудование для лазания
Правила игры : дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеется оборудование для лазания ( стенки, вышки) или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся ловцы обезьян (2-4). Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки производят их. Обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев т.е. с оборудования, приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения. По сигналу ведущего «Ловцы!» – обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2-3 повторений игры выбираются новые ловцы и игра возобновляется. Перед проведением игры ведущий объясняет детям особенности обезьян – подражать и воспроизводить движения, которые они видят. Ведущий следит за тем, чтобы обезьяны не спрыгивали с верхних перекладин, а спускались вниз до последних перекладин.
«ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»
Материалы и оборудование : гимнастическая стенка..
Правила игры : дети стоят врассыпную на одном конце площадки ( комнаты), они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу ведущего : «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья ( дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу : «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда ведущий говорит : «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Ведущий должен находиться возле приборов для лазания, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другое оборудование для лазания.
«БРОСЬ И ПОЙМАЙ»
Материалы и оборудование: стойки для прыжков, веревочка, мячи.
Правила игры : на двух ногах или стойках для прыжков укрепляется веревочка на высоте ребенка с поднятой вверх рукой. Дети бросают мяч через веревочку, затем пробегают следом за ним под веревочкой и ловят его.
Играть может один ребенок и несколько детей. В зависимости от количества играющих изменяется и расстояние между стойками, чтобы дети не мешали друг другу.
«ШКОЛА МЯЧА»
Материалы и оборудование : небольшой мяч.
Правила игры : для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками. В ходе игры, ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся. Виды движений:
- подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.
- Ударить мяч об пол и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками..
- Стать лицом к стене на расстоянии двух-трех шагов от нее ударить об нее мяч и поймать его двумя руками.
- Бросить мяч о стену, дать ему стукнуться об пол, отскочить от нее, а затем уже ловить его.
«КЕГЛИ»
Материалы и оборудование: кегли, шары, мел.
Правила игры : кегли ставятся в ряд на расстоянии 3-5 см одна от другой. На расстоянии 1,5-3 м от них проводится линия – «кон». Играющие дети (3-4 человека) в порядке очередности ( она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Выбивший кеглю имеет право пробить еще раз. Сбитые кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей обусловленным количеством шаров.
Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.
В кегли можно играть и в помещении, и на участке.
«ЗАБРОСЬ МЯЧ В КОЛЬЦО»
Материалы и оборудование: кольцо с сеткой, мяч.
Правила игры : для этой игры на участке вкапывается столб, к которому на высоте 120-130 см прикрепляется кольцо ( диаметром 25 см) с сеткой.
В игре может принимать участие несколько детей ( 4-8). Играющие становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от столба, и поочередно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает тот, кто скорее наберет условное количество попаданий ( 5-6). Затем игра повторяется. Выигравший в предыдущей игре получает право бросить первым.Прежде чем давать эту игру, надо научить детей правильным приемам броска.
«МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»
Материалы и оборудование: мел, мячи.
Правила игры : участвующие в игре дети делятся на две равные подгруппы ( по 5-6 человек каждой) и строятся в колонны. Расстояние между колоннами – 3-4 шага. Перед колоннами проводится линия. На расстоянии 3 м от нее чертится вторая линия, параллельная первой.
Выбираются два водящих, которые становятся за второй линией против колонн. По условленному сигналу оба водящих бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны. Водящий бросает мяч второму играющему, а получив мяч обратно, - третьему и т.д.
Выигрывает та колонна, в которой последний играющий раньше вернет мяч водящему.
«НАКИНЬ КОЛЬЦО»
Материалы и оборудование : кольцебросы, кольца.
Правила игры : в старших группах используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы : по 2-6 колышков на подставках разной формы.
Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5 – 2,5 м.
Игра может проводится с группой детей ( 4-6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек.
Ведущий отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.Вариант игры :дети поочередно бросают по два – три кольца до тех пор, пока кто-либо не наберет обусловленное количество очков (6-10). Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и других предметов.
«СЕРСО»
Материалы и оборудование: кольца, палки.
Правила игры : двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии ( 2-3 м). Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их ( в первое время на руку, а позже на палку). При большом числе участников дети, разделившись на пары, становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них ( по договоренности0 в руках палка, у другого – палка и несколько колец ( вначале 2, позже 3-4). Последний надевает на кончик палки кольца и пускает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на свою палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями.Когда серсо дается детям впервые, они играют с одним кольцом, дети перебрасывают его друг другу. Ведущий показывает, как надо встать, как держать палку, кольцо и т.д.
«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»
Материалы и оборудование: мяч.
Правила игры : играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Ведущий дает одному из играющих мяч. По слову ведущего : «Начинай!» – дети передают мяч по кругу, при этом все четко говорят :
Раз, два, три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь !
Семь, восемь, девять! Бросать кто умеет ? Я!
Тот, у кого на слова «я» оказывается мяч, выходит на середину круга и говорит : «Раз, два, три – беги».
Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходя с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.
«БЕГ ШЕРЕНГАМИ»
Материалы и оборудование: мел ( веревка)
Правила игры :группа детей делится на две команды : «Ракета» и «Спутник». Они выстраиваются шеренгами напротив друг друга на расстоянии 15-20 шагов. Каждая команда обозначает свой дом линией или веревкой. По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки , идут вперед, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги, участники которой сидят на земле, остается 2-3 шага, воспитатель дает команду : «Беги!». Дети первой шеренги отпускают руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. Подсчитываются осаленные. Игра повторяется, но на этот раз команды меняются ролями. Каждый раз дети обеих команд должны принимать определенное исходное положение, например те, кто наступит, могут брать друг друга под руки, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.
«КТО СКОРЕЕ К СВОЕМУ ФЛАЖКУ»
Материалы и оборудование: мел, флажки на подставках, обручи.
Правила игры : на одной стороне комнаты ( площадки) проводят линию. В 10 м от нее ставят на подставках флажки. Дети ( 4-5) с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам на расстоянии 1 м один от другого.
По сигналу ведущего : «Приготовились!» - дети ставят обруч на пол по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой, правую руку они держат наготове для удара по обручу. Затем ведущий говорит : «раз, два, три – кати!» - и дети катят обручи в сторону флажков, ударяя по ним правой ладонью или палочкой. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой. Одна и та же группа детей может повторить игру несколько раз, соревнуясь в ловкости между собой. Игру можно проводить и со всей группой. В этом случае дети разбиваются на команды. Обручи катят поочередно каждые 4-5 человек, стоящие в отрядах первыми. Когда обручи прокатят все дети, подсчитывается, чей отряд набрал больше флажков.
«КАЛИМ – БАМ – БА»
Материалы и оборудование:
Правила игры : дети делятся на две команды. На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии 20-40 шагов на земле чертятся две линии, за которыми в шеренги становятся команды. Дети в шеренгах берутся за руки и ведут перекличку :
- Калим – бам – ба !
- Зачем слуга ?
- Пришить рукава !
- На чьи бока ?
- Пятого, десятого, Сережу сюда !
После того когда дети назвали имя конкретного ребенка, он бежит по направлению к противоположной команде и стремится разорвать сцепленные руки детей. Если разорвал цепочку, то выбирает одного из детей ( из разорванного звена) и ведет в свою команду. Игра продолжается. Каждый раз перекличку начинает та команда, ребенок которой был назван.
«ФИЗКУЛЬТ – УРА !»
Материалы и оборудование:
Правила игры : дети располагаются на одной стороне площадки за линией старта. На противоположной стороне в 15-20 м от линии старта – финиш. Ребята говорят:
Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник !
Спорт – здоровье!
Спорт – игра ! Физкульт-ура!
С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Побеждают те, кто в числе первых трех пересек линию финиша. При повторе победители становятся на 1-2 шага дальше от линии старта.
«МЫШЕЛОВКА»
Материалы и оборудование:
Правила игры : играющие делятся на две равные подгруппы. Одна образует круг – «мышеловку», остальные дети – «мыши» - находятся за кругом. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и ходят по кругу, приговаривая :
Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели,
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки, переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и выбегают из нее. По сигналу «Хлоп!» дети опускают руки-«Мышеловка» захлопнулась. «Мыши», не успевшие выбежать по сигналу, считаются пойманными. Они становятся в круг и вместе с другими также изображают « мышеловку». При повторе игры подгруппы меняются ролями. «ЯСТРЕБ И УТКИ»
Материалы и оборудование: мел
Правила игры : на площадке на расстоянии 5-10 шагов рисуют два круга _ это «озера». С помощью считалки выбирают «ястреба», он встает между «озерами».Остальные дети – «утки». Они плавают в своих «озерах». По сигналу «утки» меняются местами. В это время «ястреб» ловит «уток». В «озере» «уток» ловить нельзя. Пойманные «утки» выбывают из игры. Игра возобновляется после смены «ястреба». Для выбора «ястреба» можно использовать следующую считалочку :
Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки по четыре раза в сутки
И учили их считать : раз-два-три-четыре-пять!
«УГОЛКИ»
Материалы и оборудование:
Правила игры : игра проводится на большом участке, где много деревьев, расположенных недалеко друг от друга. Дети становятся возле них или в обозначенных на земле кружках – уголках. Один из играющих – ведущий – подходит к кому-либо и говорит : «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а ведущий старается занять свободное место. Если это ему удалось, оставшийся без уголка становится ведущим. Если ему долго не удается занять уголок, воспитатель говорит : «Кошка». Все одновременно меняются местами, ведущий занимает чье – либо место. Нельзя долго стоять в одном уголке.
«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»
Материалы и оборудование: платочек
Правила игры : играющие становятся в круг. водящий находится за кругом с платочком в руке. Он пробегает за стоящим в кругу детьми, кладет кому – нибудь из них на плечо платок и продолжает бежать. Тот, у кого оказался платок, бежит навстречу водящему. В это время дети, стоящие в кругу, раздвигаются, как бы заполняя освободившееся место. Водящий и ребенок с платком должны отыскать это место и встать туда. Кто из детей остановится верно, тот и победитель, он остается в кругу, а опоздавший становится водящим. Если 3 раза подряд был в этой роли, его заменяют.
«ДОГОНИ СОПЕРНИКА»
Материалы и оборудование:
Правила игры : две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой. В 15-20 шагах от стартовой линии обозначается линия дома. По сигналу все одновременно начинают бег. Дети, находящиеся сзади, стараются осалить бегущих впереди. Нельзя салить за линией дама. После подсчета осаленных, шеренги меняются местами.
«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
Материалы и оборудование: кубики, кегли
Правила игры : дети делятся на три-четыре подгруппы и строятся шеренгами лицом к центру комнаты. По сигналу «На прогулку!» все дети ходят и бегают по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура : в шеренгу, в круг, в пары, в полукруг. При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети смогли поупражняться в разных построениях. Выигрывает подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.
«КТО ЛИШНИЙ ?»
Материалы и оборудование: мел
Правила игры :хлопая в ладоши, дети стоят в кругу. Внутри круга начерчен разносторонний треугольник со сторонами, равными длине 4-5 шагов, у каждой его вершины – кружки. Трое ребят становятся в кружки, а четвертый – водящий – в центр треугольника. Из кружков ребята перебегают к тем, кто образует круг. те, перед кем они встают, должны быстро занять опустевший кружок. Водящий может занимать любой пустой кружок, а опоздавший становится водящим.
«САЛКИ СО СКАКАЛКОЙ»
Материалы и оборудование: скакалка
Правила игры : двое детей берут за разные ручки обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный ребенок встает между водящими, берется одной рукой за середину скакалки и включается в игру. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку. Во время бега скакалку не разрешается отпускать.
«ПЕРЕМЕНА МЕСТ»
Материалы и оборудование:
Правила игры :две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями города ( дистанция 10-12 м) и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
«САЛКИ В КРУГУ»
Материалы и оборудование: бубен ( свисток)
Правила игры : группа детей делится на две команды. По первому сигналу ( один удар в бубен, один свисток) команды становятся в 2 круга : внутренний и внешний. По второму сигналу команды двигаются приставными шагами в разные стороны. По третьему сигналу играющие внешнего круга разбегаются, ребята из внутреннего круга стараются их осалить. По истечении некоторого времени игру останавливают, подсчитывают число осаленных. Команды меняются ролями.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Материалы и оборудование:
Правила игры : играющие становятся по кругу парами в затылок друг другу и лицом в центр круга. Между парами должно быть расстояние 1-2 шага. Двое водящих находятся за кругом. Один из водящих убегает, другой – догоняет. Если убегающий встал впереди какой – нибудь пары, то его салить нельзя,, а нужно ловить того, кто стал лишним, т.е. кто стоит сзади пары. Если догоняющему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями. Убегающий не имеет права бежать через круг. вбежав в него, он должен тотчас же встать к какой – нибудь паре. Нарушивший это правило, становится водящим. Если игроков мало, то играющие встают в круг по одному. Тогда лишним считается не третий, а второй. «СКВОРЕЧНИКИ»
Материалы и оборудование: мел ( обручи, кольца)
Правила игры : играющие чертят кружки или раскладывают обручи ( кольца) в разных местах площадки – это « скворечники». Количество их соответствует числу играющих пар. Дети бегают по площадке в разных направлениях. В это время воспитатель убирает один обруч. По сигналу «Скворцы прилетели!» «скворцы» бегут в «скворечники» и размещаются в них по двое. Занимать можно любой скворечник. Оставшаяся без «скворечника» пара выходит из игры. По сигналу «Скворцы летят!» дети снова бегают по площадке.
«ГДЕ ТОЙ ДОМ ?»
Материалы и оборудование: мел, медальоны
Правила игры : посередине зала или площадки чертят три круга диаметром 2-3 м каждый и обозначают цифрами : 1,2,3. Первый – «лес», второй – «море», третий – «болото». От этих кругов в обе стороны отмечаются по 5 м и обозначают линии «города». Все участники игры делятся на две команды. Игроками раздаются медальоны с изображением животных, обитателей моря и птиц ( одинаковые для обеих команд). Игроки каждой команды размещаются вдоль линии «городов», при этом дети с одинаковыми медальонами стоят напротив друг друга. Ведущий называет, например, какое – либо животное. Дети обеих команд, имеющие медальон с изображением этого животного, бегут в круг № 1 ( «лес»). Очко присуждается той команде, игрок которой прибежал в свой круг первым.
«КОРШУН И НАСЕДКА»
Материалы и оборудование:
Правила игры : в игре участвуют 8-10 детей. Одного из играющих выбирают «коршуном», другого – «наседкой». Остальные дети – «цыплята», они становятся за «наседкой», образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне находится «гнездо коршуна». По сигналу он вылетает из «гнезда» и старается поймать «цыпленка», стоящего последним в колонне. «Наседка», вытягивая руки в стороны, не дает «коршуну» схватить «цыпленка». Все «цыплята» следят за движениями «коршуна» и быстро двигаются за «наседкой». Нельзя разрывать колонну, держать «коршуна2 руками. Пойманный ребенок временно выходит из игры.
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН !»
Материалы и оборудование: кубики ( погремушки, флажки)
Правила игры : на одной стороне площадки 5-6 играющих. На противоположной стороне в 8-10 метрах напротив каждого лежат по три предмета ( например, кубик, погремушка, флажок). На сигнал «Беги!» играющие устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трех предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию. Выигрывает прибежавший с нужным предметом первым. Если ребенок взял не тот предмет, ему нужно вернуться и заменить предмет на названный.
«НЕ ПОПАДИ В БОЛОТО»
Материалы и оборудование: мел ( кубики, кегли)
Правила игры : на площадке обозначаются места, куда нельзя забегать ( чертятся круги, ставятся небольшие препятствия), - это «болото». Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный ребенок или тот, кто попал в «болото», считается пойманным, он выбывает из игры.
«ФИГУРЫ»
Материалы и оборудование:
Правила игры :выбираются ведущие на роль волка и продавца. Остальные дети становятся в круг и кружатся на месте. Ведущие стоят за кругом. На слова «продавца» : «На месте, фигура замри!» – игроки замирают в разных позах. Тогда «волк» выбирает одну «фигуру», ведет ее к « продавцу» и спрашивает : «Сколько стоит?» «Продавец» называет стоимость ( например, два рубля). «Волк» ударяет в ладоши два раза, а «фигура» тем временем убегает. «Волк» догоняет ее.
«НОГИ ОТ ЗЕМЛИ»
Материалы и оборудование:
Правила игры : все играющие свободно бегают по залу, водящий догоняет их. Если убегающий займет такое положение, когда ступни его ног не будут касаться земли ( повиснет на канате, сядет на скамейку и приподнимет ноги и т.д.), тогда осаливать его нельзя. Тот, кого догоняющий осалит, выходит из игры. Игра продолжается с новым водящим.
«ВЫЗОВ»
Материалы и оборудование: мел
Правила игры : на двух противоположных сторонах площадки чертят линии «городов». Расстояние между ими 20-40 шагов. Выбирают двух капитанов. Играющих делят на две команды. Одна команда строится в шеренгу за линией одного «города», другая – за линией другого города. Капитаны бросают жребий, кому начинать игру. Капитан команды, начинающей игру, посылает игрока в «город» противника, участники которого стоят с вытянутыми вперед правыми руками ладонями верх. Игрок дотрагивается несколько раз до ладоней играющих, и кого он коснется в третий раз, тот считается вызванным. Игрок бежит обратно, а вызванный догоняет его. Если игрока поймают до линии «города», он попадается «в плен». Если не поймают, то вызванный становится « пленником». Выигрывает команда, в которой после 10-15 мин игры будет больше «пленных». «Пленники» должны стоять сзади игрока, взявшего их « в плен».
«ГРИБНИКИ»
Материалы и оборудование:
Правила игры :одного ребенка назначают на роль грибника. Остальные участники игры делятся на пары. Один ребенок в паре – «дерево», другой – «гриб». «Грибник» ходит по лесу и говорит :
-По грибы я в лес пошел,
Но грибы там не нашел.
Где же спрятались они :
Под деревья иль за пни ?
Дети – «грибы» отвечают :А вот и мы! Только ты нас собери!
После слова «собери!» «грибы» стараются убежать от «грибника». «грибник» пятнает их и отправляет в «лукошко» – специально отведенное место до тех пор, пока не прозвучит сигнал «Спрятались грибы!» Оставшиеся «грибы» снова прячутся за «деревья». В конце «грибник» подсчитывает количество собранных «грибов», называет их, указывает, какие грибы съедобные.
«САЛКИ В ДВА КРУГА»
Материалы и оборудование:
Правила игры : дети образуют два круга : внутренний и внешний. По сигналу они двигаются боковым галопом в противоположных направлениях. Затем по сигналу воспитателя останавливаются, и все играющие внутреннего круга стараются осалить стоящих во внешнем круге раньше, чем те успеют присесть. Игра повторяется, при этом дети внутреннего и внешнего круга выполняют галоп в другую сторону. Осалить и приседать можно только после сигнала. По окончании игры пойманные дети встают во внутренний круг, и игра продолжается.
«ЗАРЯ – ЗАРЯНИЦА”
Материалы и оборудование: стойка с прикрепленными атласными лентами.
Правила игры :на роль лета назначается ребенок. Он становится в круг. все дети стоят возле вращающейся стойки, к которой прикреплены атласные ленты. Дети берутся за них и идут направо, «Лето» идет налево. Все произносят стихотворение :
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитные.
Раз, два, три, беги !
На последних словах все останавливаются. Двое детей, которых называет «лето», бегут по кругу в разные стороны. Побеждает тот, кто первым прибежит и дотронется до ленты. Он и становится водящим.
«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Материалы и оборудование: флажок на подставке
Правила игры :на земле чертят маленький кружок. В центре его ставят флажок на подставке. Дети становятся по кругу парами, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Один ребенок в кругу – ведущий. Он идет в «золотые ворота» и ребром ладони разъединяет руки одной из пар. При этом все говорят :
Тра-та-та! Тра-та-та! Отворяем ворота.
В золотые ворота проходите, господа!
Первый раз прощается, второй запрещается,
А на третий раз не пустим вас!
Дети, руки которых разъединил ведущий, бегут к кружку. Тот, кто первым возьмет флажок, становится ведущим, а проигравший встает в пару. «КОСМОНАВТЫ»
Материалы и оборудование: обручи
Правила игры : на площадке – «ракетодроме» раскладывают обручи – «ракеты». «Ракет» должно быть на 2-3 меньше, чем игроков. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и приговаривают :
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет : опоздавшим – места нет!
Как только будет сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодрому» и стараются скорее занять места в любой «ракете». Выигрывают те дети, которым удалось совершить 3-4 полета.
«СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ»
Материалы и оборудование: стулья.
Правила игры :вдоль двух противоположных сторон зала стоят стулья. Дети садятся на стулья вдоль одной стены и читают стихотворение :
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться ?
Дети бегут к противоположной стороне зала и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто останется без стула, выбывает из игры. Затем убирают два стула, и игра повторяется до тех пор, пока не останется один ребенок, который займет последний стул. Он – победитель.
«КТО СКОРЕЙ ПО ДОРОЖКЕ?»
Материалы и оборудование: палочки, шишки, камешки
Правила игры : из палочек, шишек, камешков выкладывают 4-5 узких дорожек шириной 20 см и длиной 4 м. 4-5 детей встают у начала дорожки и по сигналу прыгают на двух ногах к концу дорожки, где лежат кубики или воткнуты в землю небольшие палочки. Выигрывает тот, кто первым закончит прыжки.
Для усложнения игры можно выполнять прыжки на одной ноге; перепрыгивать положенные каждому на дорожке 4-5 невысоких предметов ( кубики, камешки); выполнять прыжки боком.
«БАБКА ЕЖКА»
Материалы и оборудование: «помело»
Правила игры :чертят круг, в середину его встает водящий – Бабка Ежка, в руках у него «помело». Дети прыгают на одной ноге вокруг Бабки ежки и дразнят ее:
Бабка Ежка – костяная ножка –
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит : «У меня нога болит».
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар,
Пошла на лужайку – испугала зайку.
Баба яга скачет на одной ноге и старается кого – нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает,
«ЛОВИШКА С МЯЧОМ»
Материалы и оборудование: обруч, мяч.
Правила игры : дети становятся в круг. с помощью обруча или кольца обозначается центр круга. По сигналу дети передают мяч из рук в руки, ритмично произнося текст :
Раз, два, три – мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть – вот он здесь !
Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет.
Тот, у кого оказался мяч в руках, говорит : «Я!». Он выходит на середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей. Ребенок, которого осалили, получает штрафное очко. Выигрывают те дети, у которых меньше штрафных очков.
«ПОЛОЖИ СКОРЕЕ КАМЕШКИ»
Материалы и оборудование: камешки
Правила игры :на одной стороне площадки дети делают небольшие лунки или очерчивают кружки и становятся напротив их в шеренгу на расстоянии 4-5 м. Около каждого лежат 5-6 камешков. По сигналу дети берут по одному камешку, прыгают на двух ногах к своей лунке или кружку, кладут камешек и бегом возвращаются на место. Берут следующий камешек и вновь повторяют задание. Выигрывает тот, кто раньше всех выполнит все задание. Во время игры необходимо выполнять следующие условия : если камешек выскочил, надо вернуться и положить его снова; прыгать до самой лунки; не начинать бег до тех пор, пока камешек не окажется в лунке.
Для усложнения игры можно прыгать до лунки на одной ноге или боком.
«КТО СДЕЛАЕТ МЕНЬШЕ ПРЫЖКОВ ?»
Материалы и оборудование:
Правила игры : на площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 м одна от другой. Несколько детей встают возле первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь ее, сделав наименьшее число прыжков.
«СИЛЬНЫЙ УДАР»
Материалы и оборудование: подвешенный в сетке мяч.
Правила игры : двое детей примерно одинакового роста становятся с двух сторон от подвешенного в сетке мяча на высоте 25 см от поднятых рук детей. Они подпрыгивают вверх и стараются сильнее ударить по мячу. Выигрывает тот, кто чаще отбивал мяч от себя в другую сторону.
«ЛЯГУШКИ И ЦАПЛЯ»
Материалы и оборудование:
Правила игры : в середине площадки обозначают болото. С помощью считалки выбирают двух цапель :
Ква-ква-ква,
Начинается игра,
Кве-кве-кве,
Прилетели цапли две.
«Цапли» занимают места на противоположных сторонах болота. Остальные – «лягушки». Они прыгают на двух ногах по всей площадке со словами :
Мы, зеленые лягушки,
Веселимся на опушке.
Здесь у нас рядом пруд –
Цапли в нем нас не найдут
После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в болото, а «цапли» стараются из запятнать. «Цапли» подсчитывают количество пойманных «лягушек». Игра продолжается с новыми «лягушками» и «цаплями»
«ЛЯГУШКИ В БОЛОТЕ»
Материалы и оборудование: мел.
Правила игры : на земле чертят большой прямоугольник. На двух его противоположных сторонах на расстоянии 50-60 см друг от друга чертят кружки – это «кочки». В стороне – «журавль» в своем «гнезде». «Лягушки», расположившись на «кочках», говорят :
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулись лягушки.
Стали квакать из воды :
Ква-ке-ке, ква-ке-ке,
Будет дождик на реке.
С окончанием слов «журавль» ловит «лягушек». Чтобы спастись от него, «лягушки» прыгают на «кочку». По условиям игры прыгать с «кочки» в «болото» можно только одним прыжком, мягко приземляясь на обе ноги; ловить «лягушек» можно на «кочке2 или за границами «болота». Пойманная «лягушка» идет в «гнездо» «журавля». После того как «журавль» поймает несколько «лягушек», выбирают нового «журавля» из тех, кто ни разу не был пойман.
«ПИНГВИНЫ С МЯЧОМ»
Материалы и оборудование: обруч, мячи
Правила игры : обозначается «льдина» ( площадка размером 8 10 м). В ее центре кладут обруч – место для вожака «пингвинов». Каждому ребенку дают мяч, который он зажимает между ног. Дети располагаются вокруг вожака. По сигналу воспитателя вожак выпрыгивает из обруча и начинает догонять детей, стараясь их осалить. Дети прыгают на двух ногах, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и продолжать прыжки. По сигналу воспитателя игра прекращается. Подсчитывается количество пойманных детей. Затем выбирают нового вожака, и игра продолжается.. «ЗАГОНИ ЛЬДИНКУ»
Материалы и оборудование: цветная краска
Правила игры : на снегу краской чертят большой круг, от него 8-10 цветных линий-лучей длиной 2,5 – 3 м. В конце этих линий стоят дети. У носка правой ноги каждого играющего лежит льдинка. По сигналу, подпрыгивая на правой ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку в круг. оказавшись там, можно стоять на двух ногах, ожидая остальных играющих. После этого каждый гонит свою льдинку обратно, подпрыгивая уже на левой ноге и придерживаясь нарисованной линии. Отмечается тот, кто придет первым.
«НЕ ЗАДЕНЬ !»
Материалы и оборудование: длинная веревка
Правила игры : на границах площадки ( ширина 3-4 м, длина 8-10 м) с противоположных сторон – двое водящих с длинной веревкой. Остальные играющие – на площадке. Водящие ходят, держа веревку примерно на высоте 15-20 см от пола. Играющие бегают, перепрыгивая через веревку. Кто задел ее, на некоторое время выходит из игры.
«НОЖНАЯ ЦЕЛЬ»
Материалы и оборудование: скамейка ( бревно).
Правила игры : перед скамейкой или бревном высотой 30 см выкладывают из шнуров или чертят круг диаметром 30 см. дети встают на возвышение, по сигналу спрыгивают в круги и тут же выпрыгивают из них. По правилам игры спрыгивать нужно мягко, сильно не приседать; быстро делать следующий прыжок; задевший круг выходит из игры.
Для усложнения игры, спрыгнув в кружок, выполнить в нем прыжок вверх.
«ПРЫГНИ - ПРИСЯДЬ»
Материалы и оборудование: веревка
Правила игры : играющие стоят в колонне на расстоянии одного шага один от другого. Двое водящих с веревкой в руках ( длина 1,5 м) располагаются перед колонной. По сигналу дети проносят веревку перед колонной поочередно перепрыгивают через нее. Затем, миновав колонну, водящие вновь проносят веревку, но уже на высоте 50-60 см. Дети быстро приседают, принимая положение группировки ( обхватывают колени руками, приближают голову к коленям), чтобы веревка их не задела. Игра повторяется. Выигрывают те, кто сумел выполнить прыжки и приседания, не задев веревки. Подпрыгивать вверх необходимо толчком двух ног; тот, кто ошибся ( при прыжке или в приседе коснулся веревки), выходит из колонны. «БУДЬ ЛОВКИМ !»
Материалы и оборудование: мешочки с песком.
Правила игры : дети становятся лицом в круг, у ног каждого мешочек с песком. Водящий – в центре круга. По сигналу воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить их, пока они не выпрыгнули из круга. Через 30 – 40 секунд воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий. Игра продолжается.
Для усложнения игры можно прыгать в круг на одной ноге; ввести еще одного водящего.
«НЕ ОСТУПИСЬ!»
Материалы и оборудование
Правила игры : соревнуются две команды по 5-6 детей, которые строятся в колонны. Ведущие колонны продвигаются вперед прыжками на одной ноге, остальные идут за ними. Как только прыгающий оступился, начинает прыгать второй ребенок из этой же колонны. Выигрывает команда, сумевшая одолеть прыжками более длинную дистанцию.
«ПОЙМАЙ МЯЧ И НЕ УРОНИ !»
Материалы и оборудование: мяч
Правила игры : дети ходят, бегают, прыгают по площадке. Воспитатель держит в руке мяч. Когда он назовет имя одного ребенка и подбросит мяч вверх, то этот ребенок должен поймать его и вновь подбросить, назвав имя другого ребенка. Побеждают те дети, которые поймали мяч и ни разу не уронили его.
«ЗАПЛЕТИСЬ, ПЛЕТЕНЬ»
Материалы и оборудование: мел
Правила игры : играющие делятся на две равные по силам команды – »зайцы» и «плетень». Чертят параллельные линии – коридор шириной 10-15 см. Команда «плетень», взявшись за руки, становится в центре коридора, а «зайцы» – на одном из концов площадки. Дети команды «плетень» читают :
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
С последним словом «зайцы» бегут к «плетню» и стараются разорвать его или подлезть под руками играющих. «Зайцы», которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а задержанным «зайцам» говорят : «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». Задержанные зайцы получают штрафное очко. Дети команды «плетень» поворачиваются лицом к «зайцам» и говорят :
Не войдет и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется. После этого команды меняются ролями.
«С КОЧКИ НА КОЧКУ»
Материалы и оборудование: плоские обручи ( мел).
Правила игры : на земле чертят две линии – это два «берега», между которыми «болото» длиной 30 м. Играющие распределяются парами. Воспитатель чертит на «болоте» кружки ( можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга : 30, 40, 50, 60, 70, 80 см – это «кочки». Двое детей по сигналу прыгают с «кочки» на «кочку», стараясь перебраться на «берег». Тот, кто оступился, остается в «болоте». Выходит следующая пара. Когда все выполнят здание, воспитатель назначает кому выводить детей из «болота». Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из «болота». Прыгать можно толчком одной или двух ног, выбирая маршрут по желанию. Нельзя становиться ногой между «кочками»; тот, кто нарушил правило, остается в «болоте», пока его не выручат; выручать можно после того, как все переправятся на «берег».
«НА ОДНОЙ НОГЕ»
Материалы и оборудование: платок
Правила игры : дети расходятся по всей площадке, закрывают глаза, руки за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слова «раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга. Ребенок с платочком в руке неожиданно поднимает его вверх и говорит : «Это я!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от ребенка с платочком. Тот, кого он коснулся рукой, становится водящим. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова : «Это я!». Игра продолжается. Ребенок с платочком, как и все играющие, должен прыгать на одной ноге. Когда меняются водящие, играющим разрешается стать на обе ноги..
«ПОЙМАЙ ЛЯГУШКУ»
Материалы и оборудование:
Правила игры : все игроки на ограниченной площадке принимают исходное положение упор присев. В таком же положении за пределами площадки находятся и двое водящих. По сигналу они прыгают способом «лягушка» (с поочередной опорой на руки и ноги) на площадку и стараются приблизиться к играющим, осалить кого-либо из них. Те имеют право убегать только способом « лягушка».
В ходе игры никому не разрешается сидеть на корточках, оторвав руки от пола. Продвигаться вперед или назад можно только толчком двух ног или рук. Каждый, кого осалили водящие, становится «лягушкой» и начинает ловить остальных игроков. Игрок, пойманный последним, объявляется победителем.
«ДОГОНИ МЯЧ»
Материалы и оборудование: мяч.
Правила игры : дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Назначается водящий, который выходит за круг. его место остается свободным. Пятому ребенку, стоящему с правой стороны от водящего, дается мяч. Дети хором говорят : «Раз, два, три – беги!» – и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем там окажется мяч.
«ВОРОБЕЙ»
Материалы и оборудование: мяч.
Правила игры : игра проводится возле глухой стены, где на расстоянии 1,5 м отмечается линия водящего, а в 3 м от водящего находится линия играющих. Выбирается один водящий. Он становится на свою линию и сильно бьет теннисным или маленьким резиновым мячом в стену, чтобы тот, ударившись о стену, отлетел за линию игроков, стоящих спиной к стене. Во время броска водящий произносит слова : «Воробей летит!». Тогда участники игры поворачиваются лицом к стене и стараются поймать мяч на лету. Кто поймает мяч, становится водящим.
«ЛОВКАЯ ПАРА»
Материалы и оборудование: мел, мяч
Правила игры : на земле рисуют шесть параллельных линий на расстоянии 1 м одна от другой. Дети встают в две шеренги парами друг против друга между третьей и четвертой линией, считая справа. На сигнал «Начали!» каждая пара играющих по три раза подряд перебрасывает друг другу мяч. Если при этом мяч не упал, один из партнеров переходит за следующую линию ( делает шаг назад) – расстояние между ними увеличивается. Таким образом, после трех бросков то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока не окажутся у последних границ. Если кто-либо из пары уронит мяч, то три броска нужно повторить сначала,.
«ПРОПОЛЗИ – НЕ УРОНИ !»
Материалы и оборудование: мяч
Правила игры : дети садятся на пол, кладут на живот какой – либо предмет, например кольцо или небольшой мешочек с песком, и прогибаются, опираясь на руки сзади и на ноги. Ползут на четвереньках ( ступнях и ладонях), стараясь не уронить предмета, 2-3 м. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и не потеряет предмета..
«КУВШИНЧИК»
Материалы и оборудование: мяч
Правила игры : дети становятся в круг. одного ребенка назначают ведущим, который находится в центре круга. Он берет мяч – это «кувшинчик» – и, ударяя им о пол, произносит текст :
Я кувшинчик уронил и о пол его разбил.
Раз, два, три. Его, Ваня, ты лови!
По окончании стихотворения ведущий сильно ударяет мячом о пол, а ребенок, имя которого было названо, ловит его и говорит : «Стоп!». Дети останавливаются в том месте, где их застал сигнал. Они поднимают руки перед собой, образуя круг, и говорят:
Мы знаем все подряд, что ребята говорят :
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый,
Зайка серый, брось !
Ребенок с мячом в руках бросает мяч в любой круг, стараясь попасть в него. Далее водить будет тот, к кому этот мяч попал..
«БЫСТРЫЙ МЯЧИК»
Материалы и оборудование: мячи
Правила игры : дети, стоящие по всему залу, перебрасываются мячами, выполняя ритмичные движения, и произносят текст :
Разноцветный, быстрый мячик
Без запинки скачет, скачет.
Часто-часто, низко-низко
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок, не достанешь потолок.
Скок и скок, стук и стук, не уйдешь от наших рук.
На 1, 5, 6-ю строчки – подбрасывают мяч вверх и ловят его; 2, 3, 4, 7, 8-ю – отбивают мяч от пола. Выигрывает тот, у кого мяч ни разу не упадет.
«РАКИ»
Материалы и оборудование: обручи
Правила игры : несколько детей держат обручи вертикально полу. Остальные проползают через них ногами вперед, опираясь на руки. Время от времени играющие меняются ролями.
«ШМЕЛЬ»
Материалы и оборудование: мяч
Правила игры : играющие садятся по-турецки в круг. внутри круга находится мяч. Игроки руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого ( попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч ( «ужаленный»), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвуют до тех пор, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь «ужаленный» поворачивается спиной к кругу.
«ПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ»
Материалы и оборудование: мяч
Правила игры : дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед ними проводится черта. Выбирают одного или двух водящих, которые становятся в середину круга. Дети перекидывают мяч через круг, стараясь в подходящий момент попасть им в водящего. Водящий увертывается от мяча, не выходя из круга. Кому удается попасть в водящего, тот меняется с ним местами. Бросать мяч разрешается только ниже пояса, при броске нельзя переступать за линию круга.
«ПОПАДИ В ОБРУЧ»
Материалы и оборудование: мячи, обручи
Правила игры : для игры необходимо распределить детей по четыре человека. Каждая четверка становится парами напротив друг друга. По сигналу воспитателя двое из них, стоящие по диагонали, катят обруч друг другу, а вторая пара в это время старается перебросить мячик друг другу, не задев при этом обруч. Спустя некоторое время дети меняются местами. Выигрывает та пара, в которой дети оказались самыми меткими и ловкими.
«НЕ ДАВАЙ МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»
Материалы и оборудование: мяч
Правила игры : играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Выбирают одного или двух водящих, которые идут в середину круга. Дети перебрасывают или перекатывают мяч между собой. Водящий в кругу старается дотронуться до мяча. Если ему это удается, то он меняется местами с игроком, бросившим мяча.
«ПРОВЕДИ МЯЧ»
Материалы и оборудование: резиновые и набивные мячи, кубы ( кегли)
Правила игры : на площадке раскладывают по прямой набивные мячи. Детям предлагается катить резиновые мячи ногой между разложенными предметами, обходя их то справа, то слева. Не допуская пропускать разложенные ориентиры или задевать их.
«С МЯЧОМ ПОД ДУГОЙ»
Материалы и оборудование: набивные мячи, дуги, мел
Правила игры : на площадке на расстоянии 8 м одна от другой чертятся исходная и конечная линии. Посередине дистанции ставят 4-5 дуг высотой 40 см. 4-5 детей встают у исходной линии на четвереньки. Перед каждым кладут набивной мяч массой 1 кг. По сигналу дети ползут на четвереньках, толкая головой набивной мяч, подползают под дуги, доползают до конечной линии и встают, поднимая мяч над головой.
«ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ»
Материалы и оборудование: гимнастические скамейки, обручи
Правила игры : играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 4-5 шагах ставят гимнастические скамейки, дальше на полу кладут обручи. По сигналу первые в колоннах бегут к скамейкам, проползают по ним указанным способом ( на животе, на коленях и ладонях), подбегают к обручам, пролезают в них, кладут на пол и быстро возвращаются в конец колонны. Затем то же самое выполняют дети, стоящие в колонне следующими. Выигрывает та колонна, дети которой выполнят задание раньше других.
«СМЕЛЫЕ ВЕРХОЛАЗЫ»
Материалы и оборудование: лестницы
Правила игры : в игре используются лестницы, имеющие свободный доступ с обеих сторон. Дети влезают по лестнице, перелезают через ее верх и спускаются с противоположной стороны. Отмечаются ловкость и координация движений.